По своему опыту знаю, что хочется своего ребенка видеть если не гениальным, то хотя бы умным и сообразительным. Именно поэтому многие спешат начать знакомство своих малышей с чтением, считая, что это обеспечит хорошее умственное развитие. Все правильно: чтение — основа учения. Но ученые уже давно доказали, что раннее (год, два, три) начало такого сложного умственного процесса, как чтение, может обернуться катастрофой для психики, для развития в будущем.
Как развиваются физиологические возможности к чтению?
До трех лет идет и заканчивается формирование тех отделов мозга, которые отвечают за познавательный интерес.
С трех до восьми лет формируются функции восприятия, зрения, осязания. Поэтому раннее обучение может привести к близорукости, потому что только к шести годам сформировывается мышца, отвечающая за остроту зрения.
С семи до пятнадцати лет формируется сознательная психическая деятельность. Если нарушить последовательность этапов, не учитывать эту последовательность, то в развитии психики будут происходить искажения. Они обязательно проявятся впоследствии проблемами неврозов, проблемами нарушения поведения, речи. Вряд ли вы захотите, чтобы все это коснулось вашего ребенка, поэтому не торопитесь.
Как определить, готов ли ребенок к обучению
Проследите за следующими навыками:
- Ребенок хорошо говорит предложениями, которые может соединить в рассказ.
- Речь ритмична, логична, в ней нет дефектологических нарушений.
- Ребенок четко определяет направление влево и вправо, четко слышит звук в начале, середине и в конце слов.
Вы убедились, что ваш ребенок готов к началу обучения чтению.
Как учить, чтобы ребенок не устал
Занятия должны стать регулярными. Они должны быть продолжительными. Начинайте с пяти — десяти минут и постепенно доводите до тридцати минут, но не более.
Игровая форма для занятий обязательна.
Ребенок должен быть знаком с буквами, он должен их правильно произносить.
Как учить, чтобы легко выучить
Выбирайте любую методику, но лучше купите учебник К. Жукова.
- Учим гласные — а, о, у, э, и, ы,
- Учим сонорные, т.е. звонкие согласные — м, л, р...
- Учим шипящие — с, ш, х...
Учимся поочередно соединять согласные с гласными, повторяем все, что было на предыдущих занятиях, затем можно вразнобой читать буквосочетания.
Переходите от простого к сложному постепенно, читайте до автоматического узнавания.
У хороших учителей я видела листы формата А3 с большим количеством столбцов со слогами -ма, ла, на , мо, ло, но...
Необходимо вместе с ребенком распевать соединения более длинных слогов, поем и соединяем!
Пусть ребенок перескажет то, что вы прочитали, пропели. Не сразу все получится. Но получится обязательно.
Хорошо, если вашему ребенку пять- шесть лет, потому что он уже может написать букву. Пишите печатными буквами.
Обязательно играйте во время обучения. Призы и поощрения сыграют свою роль.
Вывод
Даже если все вокруг твердят, что нельзя учить читать до школы, или наоборот, говорят, что чем раньше, тем лучше,- принимайте решения исходя из индивидуальных особенностей развития вашего ребенка. Наблюдайте за формированием его навыков, помогайте ему улучшать их.
Безусловно, ребенок, научившись читать до школы, будет находиться в более комфортных условиях в первый год обучения в школе и быстрее адаптируется к трудностям школьной жизни.